elmager (elmager) wrote,

№315: Чествование Владыки Гавриила в Толстовском Центре

Д-р Е.Л. Магеровский 2-го сентября 2006 г.

РЕЧЬ НА ЧЕСТВОВАНИИ 10-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ХИРОТОНИИ ВЛАДЫКИ ГАВРИИЛА

Ваше Преосвященство, дорогой Владыко! От имени Русской Академической Группы поздравляю Вас с десятилетием Вашей хиротонии во епископы и пребыванием на Архипастырском посту викарием Восточно-Американской и Канадской епархии. Также известны нам и Ваши труды как Постоянного Секретаря Святейшего Архиерейского Синода Русской Православной Церкви За Рубежом. Мы желаем Вам и дальнейшего благого поспешения на всех Ваших ответственных постах.

Наша Церковь не мыслится без среды, образовавшей её—нашего общего источника—Белого Движения, той альфы и омеги, нашего существования вне рубежей Российской Империи. С самого своего возникновения, Церковь это отлично понимала и соотвественно себя вела. Надо сказать, что наша Церковь также всегда была особенной. Она всё время содержалась и тем не менее продолжала расти на те малые крохи, которые могли урвать эмигранты из своего скудного заработка. Она окормляла эмигрантов, а эмигранты содержали её сколько могли.

Вначале наша Церковь была вынуждена отделиться от происходящего на территории СССР, так как началось на её родной земле безвременье. Затем сама эта «родная земля» решила отойти от нас путём Декларации и последующих распоряжений Сергия Страгородского в 1927 г. Но остатки старой, «катакомбной церкви» всегда мысленно оставались с нами и даже провозгласили в 1937 г., в далёком сибирском лагерном Усть-Куте Анафему Сергию и его приспешникам.

Следующая веха была в 1943 г., когда Сталин образовал «Московскую Патриархию» по ряду весьма практических причин, главной из которых был религиозный ренесанс на оккупированной немцами территории СССР. Она снова стала переходить в его руки, и также появилась острая нужда в западных поставках советам военного материала и другого сырья для ведения войны. После конца войны, эта довольно странная, «обновлённая» церковь, разделившись на двое, просуществовала ещё пятьдесят и более лет.

Одна, большая, часть её всегда состояла из горячо молящейся паствы и её иереев, неоднозначно относящихся к различным своим властям. Это были остатки старой, «катакомбной» церкви с малой примесью новообращённых. Для этой паствы, созданная так церковь, силою судеб, была единственным дозволеным ей церковным пристанищем. Ничего другого ей просто не было доступно. Но другая, высшая, хотя и количественно меньшая, её «номенклатурная» часть, оставалась и, боюсь, остаётся до сих пор под каблуком гражданских властей. Отчасти поэтому, сейчас вопросы о каком-то соединении с этой церковью и продолжают вызывать у нас такие противостояния.

Мне думается, что нам стоит опять вернуться к азам и посмотреть, всё ли действительно было исполнено в нашей Белой Идее и продолжает ли Церковь так же рьяно и бескомпромиссно следовать ей, как она следовала раньше. Только тогда мы сможем решить, как нам быть со всякими планами объединения. Я и многие другие, конечно, были бы полностью на стороне продолжения настоящего симбиотетического соотношения нашей идеологии с существующей Церковью на протяжении всего дальнейшего века Вашего, Владыко, служения. Это единение Церкви и русской эмиграции было одним из прекраснейших моментов в их совместной истории. Постараемся же его продолжить и в будущем. Благодарю Вас за внимание.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments